Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть)
Региональный уровень
- Приказ департамента образования Ярославской области от 31.12.2019 № 490/01-03 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ярославской области»
- Приказ департамента образования Ярославской области от 23.03.2020 № 107/01-04 "Об утверждении Положения об обеспечении объективности процедур оценки качества образования и показателей объективности процедур оценки качества образования и всероссийской олимпиады школьников в Ярославской области"
- Приказ ГУ ЯО ЦОиККО от 30.03.2021 № 38/01-02 «Об утверждении Положения о работе экспертов по разработке оценочных инструментов для проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся»
- Региональная система оценки качества образования - https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Pages/sistema-OK-podgotovki-obuch.aspx
- Независимая оценка качества образования на региональном уровне - http://coikko.ru/monitoring/nezockachpo/regiskachpodob/
- План мероприятий Ярославской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год
Муниципальный уровень
- Приказ 01-05/1168 от 21.12.2021 г. "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 26.11.2021 № 01-05/1088" (посмотреть)
- Материалы августовской конференции – 2021 "Управление качеством образовательной деятельности. От задач к решениям"
Локальные акты школы
- Приказ 01-10/263а "Об организации работы по функциональной грамотности обучающихся" 2023-2024 учебный год
- План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся средней школы № 52 на 2023-2024 учебный год
- Приказ 01-10/305а "Об организации работы по функциональной грамотности обучающихся" 2024-2025 учебный год
Предлагаем материалы для учащихся, педагогов, родителей по формированию и оценке функциональной грамотности.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
- https://fg.resh.edu.ru/
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
- Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
- Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания
- Национальные и международные исследования качества
- Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
Методические материалы
- "Что значит быть грамотным" методические рекомендации для детей и родителей Смотреть
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Смотреть
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов Смотреть
- Уроки формирования функциональной грамотности (работаем по фгос общего образования) Смотреть
-
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/
Инструкции:
Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГ: https://youtu.be/sXa29f7PLLE
Видеозапись о создании мероприятия для обучающихся: https://youtu.be/JxMoPZE3E0w
Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). ФИПИ. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы по функциональной грамотности на сайте "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»" (переход на страницы сайта Института стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/)