Страница обновлена 01.03.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

Страница обновлена 01.03.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

Что такое функциональная грамотность?

         Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

         Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативные документы

Федеральный уровень

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся" (посмотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176/04 "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся" (посмотреть)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)
  • Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" (посмотреть(просмотр)"/)

Региональный  уровень

Муниципальный уровень

Локальные акты школы

Предлагаем материалы для учащихся, педагогов,  родителей по формированию и оценке функциональной грамотности.

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

 Материалы по функциональной грамотности

Методические материалы

  • "Что значит быть грамотным" методические рекомендации для детей и родителей Смотреть
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач Смотреть
  • Сборник информационных и методических материалов для педагогов Смотреть
  • Уроки формирования функциональной грамотности (работаем по фгос общего образования) Смотреть
  • Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru

    Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/

    Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru

    Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

    Электронный банк заданий по функциональной грамотности на платформе Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/ 

    Инструкции:

    Видеозапись о доступе к электронному банку заданий ФГhttps://youtu.be/sXa29f7PLLE

    Видеозапись о создании мероприятия для обучающихсяhttps://youtu.be/JxMoPZE3E0w

    Видеозапись об экспертизе ответов учеников на открытые задания работы: https://youtu.be/cMtNpPKoWMM

     Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы). ФИПИhttps://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Материалы по функциональной грамотности на сайте "Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»"  (переход на страницы сайта Института стратегии развития образования http://skiv.instrao.ru/)