Страница обновлена 31.08.2024

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

Страница обновлена 31.08.2024
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

 

В 2021-2022 учебном году обучающиеся 4-х классов будут изучать комплексный учебный курс  «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в соответствии  со следующими нормативными документами:

План работы

по выбору родителями (законными  представителями) обучающихся начальной школы модулей  комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

на 2021 – 2022 учебный год.

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Размещение информации о модулях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

на сайте школы.

февраль 2022г.

заместитель директора по УВР

2.

Создание и распространение среди родителей (законных представителей) информационных листков с кратким  описанием содержания каждого модуля.

до 15 февраля 2022г.

руководитель МО

классные руководители

3 классов

3.

Размещение информации о модулях и преподавании ОРКСЭ в 4 классе на информационном стенде.

с 01.02.2022г

заместитель директора по УВР

4.

Общешкольное и классные родительские собрания  в 3 классах.

Анкетирование родителей по выбору модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

19.02.2022г. в 18.00 (актовый зал)

заместитель директора по УВР

классные руководители

Комплексный учебныйкурс «Основы православной  культуры и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной  и многоконфессиональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

ЦельКомплексного учебного курсаОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачикомплексного учебного курса ОРКСЭ:

1.     знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.     развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

3.     обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.     развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Комплексный учебныйкурс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

                                                      

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

«Основы светской этики»

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
       Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы православной культуры»

Россия—нашаРодина.
Основы православной культурыВведение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

«Основы мировых религиозных культур»

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

«Основы исламской культуры»

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

«Основы иудейской культуры»

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

«Основы буддийской культуры»

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

1.      Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

2.      Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3.      Традиционные религии и этика в России (13 часов);

4.      Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.

Особенности комплексного учебногокурсаОРКСЭ

Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер,это культура многонационального народа России.

Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).

В-четвертых,курс организован таким образом, что обучающие получат общие представления и о содержании других модулей

Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей.

В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения).

Желаем интересного и познавательного изучения курса!