В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах возникают даже между взрослыми – работниками центра и родителями/законными представителями.
Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым. Несовершеннолетние нередко проявляют агрессию, оказываются участниками противоправных действий.
Что это?
Служба школьной медиации — это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Цели, задачи и принципы деятельности школьной службы медиации.
Основными целями службы школьной медиации являются:
- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
- улучшение качества жизни всех участников образовательно- воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.
Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
- формирование группы, участвующей в образовательно- воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно- воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством метода школьной медиации;
- снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в образовательной сфере за счет обучения детей медиативному подходу и позитивному общению, что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях;
- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Принципы восстановительной медиации:
- добровольность участия сторон
- информированность сторон
- нейтральность медиатора
- конфиденциальность процесса медиации
- ответственность сторон и медиатора
Зачем нужна медиация школе?
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации. После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Наличие в общеобразовательном учреждении служб школьной медиации имеет много плюсов и даёт возможность:
- снизить количество конфликтных ситуаций между учащимися;
- уменьшит количество правонарушений;
- оздоровит психологическую обстановку в образовательном учреждении;
- обеспечит открытость решения спорных вопросов.
Условия рассмотрения конфликтных ситуаций
1. Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
2. Сторонам больше 10 лет;
3. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
На встрече выполняются следующие правила:
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы
Правовая основа создания и деятельности службы медиации нашей организации
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
- Национальная стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы;
- Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р);
- Письмо МинПросвещения РФ от 28.04.2020 № ДГ-375/07 "О направлении методических рекомендаций";
- Положение о службе медиации в МОУ «Средняя школа № 52» от 30.10.2017 ;
- Методические рекомендации Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях;
- Методические рекомендации «Создание и поддержка школьных служб примирения», А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно–правовая реформа»;
- Рекомендация по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно-правовая реформа»;
- Восстановительная медиация и службы в образовательной сфере, А.Коновалов;
- Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство, А.Ю.Коновалов;
Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области»;
Документы
Форма заявления для решения конфликтной ситуации
План работы Службы Школьной Медиации на 2022-2023 год
Полезно всем
- Статьи
Если ребенок провинился. Памятка родителям
Чем конфликт отличается от травли
Как правильно решать конфликты между детьми и справляться с агрессией – советы родителям и детям от института воспитания
Документы, регламентирующие работу службы медиации школы :
Положение о службе медиации в МОУ «Средняя школа № 52»
Школьный медиатор – Колданова Ольга Евгеньевна, социальный педагог.
Обратиться к медиатору можно лично (кабинет № 34) или позвонив по телефону 24-76-66 и договориться о встрече.