Страница обновлена 10.09.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

Страница обновлена 10.09.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №52 " г. Ярославля

В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах возникают даже между взрослыми – работниками центра и родителями/законными представителями.

Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым. Несовершеннолетние нередко проявляют агрессию, оказываются участниками противоправных действий.

 

Что это?
Служба школьной медиации — это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников образовательной организации, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Цели, задачи и принципы деятельности школьной службы медиации.

Основными целями службы школьной медиации являются:

  • создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
  •     улучшение качества жизни всех участников образовательно- воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.

Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:

  • формирование группы, участвующей в образовательно- воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно- воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов   в   образовательной   среде   посредством метода школьной медиации;
  • снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в  образовательной сфере за счет  обучения детей медиативному подходу и позитивному общению,  что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях;
  •     профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
  • координация усилий семьи и школы, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;
  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Принципы восстановительной медиации:

  • добровольность участия сторон
  • информированность сторон
  •  нейтральность медиатора
  •  конфиденциальность процесса медиации
  •  ответственность сторон и медиатора

 

Зачем нужна медиация школе?
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации. После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

 

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

 

Наличие в общеобразовательном учреждении служб школьной медиации имеет много плюсов и даёт возможность:

  • снизить количество конфликтных ситуаций между учащимися;
  • уменьшит количество правонарушений;
  • оздоровит психологическую обстановку в образовательном учреждении;
  • обеспечит открытость решения спорных вопросов.
     

Условия рассмотрения  конфликтных ситуаций

1.  Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;

2.  Сторонам больше 10 лет;

3.  Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);

4.  Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

На встрече  выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы

Правовая основа создания и деятельности службы медиации нашей организации

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • Национальная стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы;
  • Концепция развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р);
  • Письмо МинПросвещения РФ от 28.04.2020 № ДГ-375/07 "О направлении методических рекомендаций";
  • Положение о службе медиации в МОУ «Средняя школа № 52» от 30.10.2017 ;

 

  • Методические рекомендации Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях;
  • Методические рекомендации «Создание и поддержка школьных служб примирения», А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно–правовая реформа»;
  • Рекомендация по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях,  А.Ю. Коновалов – МОЦ «Судебно-правовая реформа»;
  • Восстановительная медиация и службы в образовательной сфере, А.Коновалов;
  • Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство,  А.Ю.Коновалов;

Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области»;

Документы

Форма заявления для решения конфликтной ситуации

План работы Службы Школьной Медиации на 2022-2023 год

Полезно всем

  • Статьи

Если ребенок провинился. Памятка родителям
Чем конфликт отличается от травли
Как правильно решать конфликты между детьми и справляться с агрессией – советы родителям и детям от института воспитания

Документы, регламентирующие работу службы медиации школы :

Положение о службе медиации в МОУ «Средняя школа № 52»

Школьный медиатор – Колданова Ольга Евгеньевна, социальный педагог.

 Обратиться к медиатору можно лично (кабинет № 34) или позвонив по телефону 24-76-66 и договориться о встрече.